«Навеянный ветром…» – отрицание Туркменистаном наличия Covid-19 с нелепыми объяснениями и попытками скрыть правду

Тема: 

Страна: 

В новом информационном документе, подготовленном Международным партнерством по правам человека (IPHR) и Туркменской инициативой по правам человека (TIHR), анализируются действия властей Туркменистана по реагированию на пандемию Covid-19 и их влияние на права человека.
Согласно анализу, власти страны отреагировали на пандемию отрицанием, отсутствием прозрачности и попытками скрыть правду, что является частью долгосрочной практики государственной цензуры и пресечения информации по вопросам, представляющим общественный интерес.

После того, как президент призвал приложить «все усилия», чтобы предотвратить появление Covid-19 в Туркменистане, правительство принялось любой ценой демонстрировать отсутствие его в стране.

Таким образом, вплоть до середины июля 2020 года правительство продолжало настаивать на том, что в стране не было случаев инфицирования Covid-19, хотя независимые источники за пределами Туркменистана сообщали о растущем числе таких случаев. К июню имелись свидетельства распространения Covid-19. Причем независимые источники сообщали о том, что больницы страдают от наплыва людей с острыми респираторными заболеваниями, классифицированными как пневмония, а также о повышении уровня смертности от этого заболевания. Среди тех, кто, как считается, заболел и умер от Covid-19, есть медицинские работники.

Независимые источники также сообщают, что на врачей и других медицинских работников оказывалось давление, с целью скрыть реальное положение с распространением случаев Covid-19. Власти пытаются не допустить дискуссию среди жителей о пандемии, в том числе путем задержания и запугивания людей, говорящих о проблемах Covid-19 в общественных местах. Национальные СМИ, контролируемые государством, предоставляли лишь ограниченное избирательное освещение пандемии Covid-19, передавая одобренные государством сообщения и высоко оценивая меры, принятые правительством для борьбы с коронавирусом. В то же время власти продолжали попытки дискредитировать и препятствовать работе независимых туркменских медиа, работающих за рубежом.

Имеющаяся информация свидетельствует о том, что в течение первых нескольких месяцев глобальной пандемии власти не смогли обеспечить соблюдение надлежащих протоколов безопасности для лечения пациентов с симптомами Covid-19 и не обеспечили медицинским работникам адекватную защиту от этого заболевания. Независимые источники сообщили о нехватке защитной одежды и снаряжения, поскольку медицинским работникам иногда приходится самим покупать или шить защитные маски и другие средства защиты. Более систематическое использование соответствующих защитных средств, по-видимому, началось только летом, когда число случаев с подозрением на Covid-19 увеличилось, и была направлена ​​миссия ВОЗ для изучения ситуации с Covid-19 в стране.

Правительство не спешило содействовать миссии ВОЗ: ВОЗ объявила о планах посетить Туркменистан в конце апреля 2020 года, однако миссия состоялась только в первой половине июля, когда пять экспертов провели в стране десять дней. Согласно информации TIHR и других независимых источников, власти пытались помешать экспертам ВОЗ узнать правду о Covid-19 в стране, переместив всех пациентов с симптомами, указывающими на это заболевание, из учреждений, которые эксперты должны были посетить. В конце своего визита эксперты ВОЗ высоко оценили меры, принятые правительством для предотвращения распространения Covid-19, и пришли к выводу, что национальная система здравоохранения обладает «необходимым потенциалом» для борьбы с этим заболеванием. Миссия также сообщила журналистам, что они «не видели большого количества» пациентов с респираторными заболеваниями в больницах, которые они посетили, объяснив, что их доставили в учреждения, которые они просили посетить заранее. Однако эксперты также заявили, что они «крайне обеспокоены» многочисленными сообщениями о «растущем числе острых респираторных инфекций или пневмоний неизвестного происхождения» в стране, и призвали власти активизировать меры по выявлению, тестированию, изоляции и лечению пациентов с такими симптомами и делиться тестовыми образцами с ВОЗ для повторного тестирования.

Несмотря на позитивные оценки экспертов ВОЗ во время их миссии, подход властей к профилактике Covid-19 был противоречивым и непоследовательным. Когда началась глобальная пандемия, власти предприняли некоторые шаги по предотвращению распространения коронавируса в Туркменистане, например, путем ограничения перемещений через и внутри национальных границ, и путем принятия мер, связанных с гигиеной. Власти также использовали более сомнительную тактику, такую ​​как измерение температуры тела жителей на различных контрольно-пропускных пунктах, при этом было установлено, что повышенная температура может быть поводом для принудительного помещения в карантин. Более того, чтобы «предотвратить панику» в связи с пандемией, власти приняли меры, прямо противоречащие цели противодействия распространению Covid-19. Например, полиция останавливала и запугивала людей, использующих маски на улице, а власти организовывали массовые мероприятия, восхваляющие режим, вместо того, чтобы поощрять социальное дистанцирование.

В связи с миссией ВОЗ, когда число случаев с симптомами Covid-19 росло, власти ввели беспрецедентные меры по блокировке и профилактике. Среди прочего они ввели в действие новое требование использовать маски в общественных местах и ​​обязали полицию контролировать исполнение. Однако вместо объяснения истинной цели этих мер власти сослались на предполагаемый всплеск уровня пыли в воздухе. В то время власти также утверждали, что национальные исследования показали, что вирусы могут «переноситься воздушными потоками», и, таким образом, предположили, что Covid-19 может быть обнаружен в Туркменистане, но это не означает, что правительство не справилось с этой задачей. Были предприняты все усилия.

https://www.iphronline.org/vetrom-nadulo-otritsanie-turkmenistanom-nalic...